ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
Путь к Махамудре


О застывших идеях слов

Статья Преподобного Учителя
для журнала «Махаяна», №31, 1990 год

Люди пользуются словами неосознанно. Кто-то неосознанно использует слова, в совершенстве их понимая, другой неосознанно использует их так, как есть, - не понимая их. В этот раз я бы хотел поразмышлять о фиксированных идеях слов, взяв для примера слова «Шесть Миров Мира Страстей».
Когда люди используют слова «Шесть Миров Мира Страстей», то, в большинстве своём, наверное, делают это, понимая под «Шестью Мирами Мира Страстей» составляющие их шесть частей, то есть Ад, Мир Голодных Духов, Мир Животных, Мир Людей, Небеса Ярости, Небеса Забвения от Развлечений - эти шесть миров. Но мне не доводилось видеть людей, которые бы использовали эти слова, понимая правильный смысл каждого из них.
И то же самое, похоже, можно сказать об изданиях буддийских писаний.
Например, заглянув в «Большое собрание сутр Южной Традиции», можно увидеть, что формирование Шести Миров Мира Страстей идёт в таком порядке: Ад, Мир Животных, Мир Голодных Духов, Мир Людей, Небеса Ярости, Небеса Забвения от Развлечений. Между тем, в тибетском буддизме порядок будет: Ад, Мир Голодных Духов, Мир Животных, Мир Людей, Небеса Ярости, Небеса Забвения от Развлечений. Затем, в японском эзотерическом буддизме порядок их таков: Ад, Мир Голодных Духов, Мир Животных, Мир Ярости (Асуры), Мир Людей, Небеса.
Здесь для людей, цепляющихся к словам, а именно для тех, кто захвачен словами как застывшими идеями, наверное, эти три мировоззрения будут выглядеть действительно различными. Однако те, кто обладает глазами мудрости, заметят, что эти три мировоззрения по существу представляют собой одно и то же.
Дочитав до этого места, вы, дорогие читатели, возможно, подумали, что я говорю бессмыслицу. Но вы не можете этого понять только оттого, что охвачены невежеством в виде застывших идей.
В таком случае теперь я объясню взгляд на вещи, соответствующий этим трём мировоззрениям.
Поскольку Небеса Забвения от Развлечений, занимающие наивысшее положение, - мир, общий для всех случаев, то на нём я остановлюсь позже, а сейчас давайте рассмотрим, какой мир находится ступенькой ниже - Мир Людей или Небеса Ярости. Если сразу сделать вывод, то будет странно, если это будут не Небеса Ярости. Это оттого, что с незапамятных времён верховодила в этом Мире Людей военная сила, а миры сменяют друг друга непрерывно - соединив эти два размышления, мы получим, что мир, находящийся выше этого Мира Людей, должен быть миром, где военная сила выражена в более чистой форме.
Тогда почему асуры в японском эзотерическом буддизме ниже людей?
Потому что те, кто составляли сутры, наблюдая Мир Людей, посчитали, что те, кто проводит всю жизнь преимущественно в борьбе (в том смысле, что они борются по причине отсутствия заслуг) ниже людей, живущих мирно. Поэтому, как можно понять, даже заглянув в словари, в статье «сюраба»(сцена кровавой битвы (яп)) говорится о кровопролитии, и это выражает мир страданий, возникающий просто по причине отсутствия заслуг. Такое изложение дали, без сомнения, люди.
Но если задуматься над тем, каковы же души с Небес Ярости, о которых до сих пор шла речь, то это собрание душ, которые основываются на фиксированном понятии о чувстве справедливости.
Другими словами, центральной идеей этого мира является справедливость. Как можно понять, взглянув на нынешний Мир Людей, в этом мире не действует справедливость. Так что Небеса Ярости расположены выше.
Далее, чётко определив положение Небес Ярости (Асуров), следует рассмотреть, кто же находится ниже Мира Людей: животные или голодные духи. Мы до некоторой степени можем знать о Мире Животных. Что касается голодных духов, то если даже просто обдумать, кто это такие, то станет понятно, какое положение занимает этот мир.
Причиной перерождения в Мире Голодных Духов является жадность в душе или же воровство, то есть жадность, проявленная в виде поступков тела. Таким образом, это мир, где родишься, когда умираешь в состоянии голода, когда не можешь есть. Или это мир страданий из-за того, что тело словно горит в результате повышенной кислотности желудочного сока. Или даже если перед глазами и находится пища, которую хочешь съесть, то в тот момент, когда её съедаешь, она превращается в камень. Так этот мир описан в буддийских сутрах.
Тут вам, возможно, вспомнятся голодающие в Африке. Взрослые и дети, умирающие из-за того, что не могут получить пищи... Или, может, вспомнятся люди, поражённые раком, которые совершенно не могут есть и умирают, желая только еды.
В этом смысле, поскольку форма голодных духов не отличается от людской, не будет ничего удивительного, если расположить их ниже Мира Людей.
Однако в действительности, поскольку в Мире Людей не бывает такого, чтобы то, что собираешься съесть, превращалось в камень, а также поскольку не существует людей, которые в момент поглощения пищи из-за повышенной кислотности не просто испытывали бы чувство жжения, но и полностью сгорали, то можно полагать, что этот Мир Голодных Духов делится на две части.
Иначе говоря, это голодные духи, имеющие форму людей, и голодные духи, о которых неизвестно, имеют ли они человеческую форму, но которые испытывают гораздо больше страданий. Что касается второго типа, то так как, если окинуть взглядом Мир Людей и Мир Животных, подобное увидеть невозможно, то лучше, наверное, будет считать, что такой мир расположен ниже Мира Животных. Я думаю, читатели уже заметили, что классификация Шести Миров Мира Страстей является лишь классификацией явлений. Однако это не означает, что слово тождественно субстанции.
И напоследок я дам объяснение о Небесах Забвения от Развлечений, занимающих высшее положение, и об Аде, занимающем низшее положение.
Мир Небес Забвения от Развлечений - это состояние, в котором люди, дававшие в прежней жизни много радостей многим душам, но не получившие в той жизни эквивалентного количества радостей, в результате обретают это воздаяние в следующей жизни. Поэтому люди, накопившие материальые заслуги или заслуги тела, перерождаются на Небесах, где им возвращается воздаяние материальных заслуг или заслуг тела. Люди, накопившие заслуги души, перерождаются на Небесах, где обретают плоды заслуг души, а накопившие заслуги слов - на Небесах, где заслуги возвращаются в виде слов.
Разумеется, существуют и Небеса, где это существует в смешанной форме.
Напротив, люди, перерождающиеся в Аду, страдают там в результате возвращения плохой кармы тела, речи и мыслей. Существует плохая физическая карма (карма тела), плохая карма речи и плохая карма души (ненависть и другое), и в аду особенно большое влияние обретает то, какова накопленная в отношении других плохая карма, и вместе с тем собственное душевное состояние в то время.
Причина, по которой я поднял в этот раз данную проблему, заключается в том, что я хотел сказать: не то, что у слов как таковых есть смысл, - но смысл имеется именно тогда, когда понимаешь глубокое значение, которое стоит за словами. Поэтому нам следует быть внимательными и к тому, что даже если имеешь буддийские сутры 2500-летней давности, но в употреблённых там словах нет того же смысла, который используем мы, то эти слова будут несостоятельны. Одна из больших целей моей практики медитации - это глубокое понимание правильного значения слов. Если вы будете вести подобную практику, это принесёт вам великое благо.



Следуюшая
Video
На главную страницу
Используются технологии uCoz